Оформление наследства

Услуги -- Представительство по наследственным делам

В этом разделе:

Общие положения

Свидетельство о праве собственности на квартиру наследодателя

Свидетельство о собственности на земельный участок наследодателя

 

Оформление наследства – хлопотный процесс, требующий не только времени и сил, но и специальных юридических познаний.
Так, при принятии наследства важно, в первую очередь, определить, что именно унаследовано: вид имущества и размер причитающейся доли.

В наследство могут входить вещи, которые были в собственности наследодателя (квартира, жилой дом, земельный участок, автомобиль, предметы обихода и другие), а также доли в уставном капитале юридических лиц, паи кооперативов, имущественные права и обязанности по гражданско-правовым договорам и т.д.

Кроме того, при оформлении наследства чрезвычайно важны время и место его открытия. Согласно действующему гражданскому законодательству, наследство открывается со смертью гражданина. Факт смерти удостоверяется соответствующим свидетельством, которое выдается органами ЗАГСа. Те же правовые последствия наступают при объявлении человека умершим.
Время открытия наследства – юридический факт, порождающий течение сроков, предусмотренных для принятия наследства и его оформления. Наследник имеет право принять оставленное ему имущество (равно как и отказаться от него) в течение шести месяцев.

Место открытия наследства – последнее место жительства наследодателя, либо место нахождения его имущества (основной части имущества). Место открытия наследства имеет большое процедурное значение. В частности, по месту открытия наследства определяется нотариальная контора, которая будет заниматься оформлением наследства. Помимо этого, по месту открытия наследства принимаются меры по его охране, предъявляются претензии кредиторами. Доказательствами места открытия наследства могут быть: справка из ЖЭКа, местной администрации, выписка из домовой книги или справка с места работы с указанием места жительства наследодателя.

Документы, необходимые для оформления наследства

Помимо уже упомянутых свидетельства о смерти и справки, подтверждающей место открытия наследства, следующим необходимым для оформления наследства документом является заявление о принятии наследства. Обратиться к нотариусу можно в течение шести месяцев. Заявление подается в простой письменной форме. Однако, если наследник не может лично явиться в нотариальную контору и передает заявление о принятии наследства через своего представителя, либо пересылает по почте, то подпись заявителя должна быть нотариально засвидетельствована. При явке наследника его личность и подлинность подписи устанавливает нотариус по месту открытия наследства,  о чем делает отметку на заявлении с указанием наименования документа, удостоверяющего личность, и реквизитов этого документа. Таким образом, при обращении с заявлением к нотариусу необходимо иметь при себе паспорт.

Кроме того, необходимо подтвердить родственные отношения с наследодателем – предъявить свидетельство о рождении, свидетельство о браке или завещание (в случаи наследования по завещанию).  
Остальные документы, необходимые для оформления наследства, зависят от того, какое имущество переходит от умершего к наследнику. Если наследодатель оставил после себя квартиру (то есть недвижимое имущество), то пакет документов будет примерно следующим:

  • документ, подтверждающий право собственности наследодателя на квартиру (договор передачи жилья (в случае приватизации), договор купли-продажи, дарения и т.д.);
  • расширенную справку о правах, зарегистрированных до 1998 г. (если право собственности наследодатель приобрел до 1998 г.) или выписку из единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если право собственности приобретено после указанной даты);
  • документы от Бюро технической инвентаризации (поэтажный план, экспликацию и справку о стоимости).

Для принятия наследства в виде земельного участка потребуются такие документы: документы, подтверждающие право собственности наследодателя на землю,  кадастровый план земельного участка с указанием нормативной стоимости земельного участка на день смерти наследодателя, справка об отсутствии арестов и обременений и справка об отсутствии задолженностей по налогам.
Наследование транспортного средства оформляется при предъявлении паспорта технического средства, свидетельства его о гос.регистрации, заключение эксперта о стоимости транспортного средства на день смерти наследодателя.

Таким образом, при подаче заявления о принятии наследства необходимо приложить:

  • свидетельство о смерти;
  • документ, подтверждающий родственные отношения с наследодателем (при наследовании по закону);
  • справку, указывающую место открытия наследства;
  • документы, подтверждающие право собственности наследодателя на имущество, входящее в наследственную массу.

Расходы при оформлении наследства

Расходы при оформлении наследства составляют государственная пошлина и оплата деятельности нотариуса. 
Размер гос.пошлины составляет:

  • Для детей, супругов, родителей, полнородных братьев и сестер наследодателя – 0,3 % стоимости наследуемого имущества (но не более 100000 руб.);
  • Для других наследников – 0,6 % стоимости наследуемого имущества (но не более 1000000 руб.).

Некоторые категории граждан освобождаются от уплаты гос.пошлины. Например, несовершеннолетние наследники, граждане, которые проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать там же после его смерти и другие.
Так как наследственные отношения предполагают универсальное правопреемство, в некоторых случаях возникает необходимость оплатить долги наследодателя (просроченные платежи, неуплаченные налоги и т.д.). 

Порядок действий при оформлении наследства

Шаг 1. Снятие с регистрационного учета умершего. На этом этапе необходимо определить, какое имущество входит в состав наследственной массы, место и время открытия наследства. Оформить свидетельство о смерти и справку о месте жительства (или месте нахождения имущества) наследодателя.

Шаг 2.  Сбор документов. В зависимости от вида наследуемого имущества, оформляется необходимый пакет документов, в первую очередь, – документы, подтверждающие право собственности наследодателя на это имущество.

Шаг 3.  Обращение к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Обращение осуществляется путем подачи письменного заявления и предъявления всех указанных документов.

Шаг 4. Уплата государственной пошлины. 

Шаг 5. Получение свидетельства о праве на наследство. 

Шаг 6. Вступление в права наследования. Если было унаследовано недвижимое имущество, необходимо произвести регистрацию вновь обретенного права собственности; в остальных случаях – наследник становится собственником после начала фактического владения и распоряжения унаследованным имуществом. 

Оформление наследства «под ключ»

Данная услуга подразумевает оформление наследства профессионалами в минимальные сроки.      

Ознакомьтесь также:

Юридические услуги в Ульяновске, оказываемые нашими юристами.

Вернуться на предыдущую страницу

Создание сайта Веб студия 73